МИФЫ, СНЫ И КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

На главнуюАвторы и книгифорум rumagic.comНаша твиттер лентаСмОтРеТь ФиЛьМы о МаГиИОбмен линками
 




Глава 8

МИФЫ, СНЫ И КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В Тайной Доктрине символам и мифам придаётся такое значение, что им посвящено около трети каждого тома. В первом томе этой теме отведено 15 глав, и Е. П. Б. так приступает к ней:

"Изучение скрытого смысла во всех религиозных и мирских легендах каждого народа, великого или малого, - и особенно изучение традиций Востока, - занимало большую часть жизни автора настоящего труда*. Она разделяет убеждение, что ни один мифологический рассказ, ни один передаваемый из поколения в поколение эпизод народных сказаний никогда, ни в какие времена не был вымыслом, а имел действительную, историческую подоплёку. В этом автор расходится с теми учёными, изучающими символизм, как бы ни были они авторитетны, которые в каждом мифе видят только ещё одно доказательство суеверности древних... С подобными поверхностными мыслителями замечательно разделался Джералд Мэсси, поэт и египтолог... Его острая критика достойна воспроизведения в этой части нашего труда, ибо она вполне созвучна нашим чувствам, публично высказанным ещё в 1877 году, когда была написана Разоблаченная Исида. [Мэсси утверждает:]

"На протяжении последних тридцати лет профессор Макс Мюллер учил в своих книгах и лекциях, в "Таймс" и различных журналах, с трибуны Королевского общества, с кафедры Вестминстерского аббатства и со своей кафедры в Оксфорде, что мифология есть болезнь языка и что древний символизм был результатом чего-то вроде дефекта первобытного мышления. "Мы знаем, - говорит Ренуф, вторя Максу Мюллеру... - мы знаем, что мифология есть именно болезнь, которая возникает на известной ступени человеческой культуры"...

_________
* Йейтс в Автобиографии говорит о Блаватской: "Я знал, что у неё в памяти хранится весь мировой фольклор".192 - С. К.

[На это Мэсси отвечает:] Когда теоретик-метафизик видит в мифологии болезнь языка или чего бы то ни было, но только не своего собственного мозга - иначе чем фантазированием это назвать нельзя. Происхождение и смысл мифологии совершенно не поняты этими "солярниками"... Мифология была первоначальным методом мышления древних. Она основывалась на естественных фактах и по-прежнему находит подтверждение во многих явлениях. В ней нет ничего от умопомешательства, ничего иррационального, если рассматривать её в свете эволюции и если полностью понят её способ выражения идей посредством языка символов. Умопомешательство заключается в том, чтобы принимать её за историю человечества или за Божественное Откровение. Мифология есть хранилище древнейшей науки человеческой...""193

Взгляды сэра Джеймса Фрэзера, известного автора многотомной "Золотой ветви", сходны с точкой зрения Макса Мюллера. Профессор Мирче Элиаде пишет: "На протяжении 20000 страниц [Фрэзер] говорит о том, что все мысли, фантазии и устремления архаичного человека, его мифы и обряды, его боги и религиозный опыт - только чудовищная мешанина из жестокости, зверств и суеверий, благополучно преодолеваемых научным прогрессом человечества".194

В двадцатом веке отношение к легендам и мифам стало меняться. Появились работы Карла Юнга, "Забытый язык" Эриха Фромма и "Тысячеликий герой" Джозефа Кэмпбелла. В Забытом языке Фромм пишет:

"Сновидения древнего и современного человека пишутся на том же языке, что и мифы, сложенные на заре человеческой истории... Но современный человек помнит этот язык только во сне, а наяву забывает. Насколько важно для нас понимать его, когда мы бодрствуем?.. Полагаю, что язык символов - это именно тот чужой язык, которым должен овладеть каждый. Понимая его, мы можем прикоснуться к одному из самых значительных источников мудрости - мифу, и познать глубинные уровни нашей собственной личности."

В Тысячеликом герое Джозеф Кэмпбелл расширяет наше понимание того, что есть миф:

"...Миф - это тайная дверь, через которую неистощимые энергии космоса проникают в культурную деятельность человечества. Религии, философии, искусства, общественные формы первобытного и исторического человека, основные открытия в науке и технике, наши сновидения, врывающиеся в сон, - всё это всплывает из основного, магического кольца мифа... Символы мифологии не создаются, их нельзя заказать, придумать или навсегда заглушить. Они - спонтанный продукт психики, и каждый символ несёт в себе неповрежденный зародыш, сохраняющий всю силу первоисточника"."195

Когда читаешь такое, то естественным образом возникает вопрос, а не был ли Кэмпбелл знаком с теософией? Из его биографии "Пламя в сознании" мы узнаём, что Кэмпбелл много общался с теософами. Биографы отмечают, что в 1928 году, когда Кэмпбелл задумал кругосветное путешествие, он был "поражен тем, как естественно его интерес к теософии и Востоку вписался в план путешествия и исследований; именно в это время у него начало появляться ощущение внутреннего центра, которого прежде ему так остро недоставало".196

В "Силе мифа" Кэмпбелл говорит: "Фрейд и Юнг одинаково полагали, что миф уходит корнями в бессознательное".197 Юнг, выдвинувший идею о "коллективном бессознательном", определяет это понятие следующим образом:

"Более или менее поверхностный слой бессознательного - несомненно личностный... но это личностное бессознательное покоится на другом, более глубоком слое, не связанном с личным опытом... Этот врождённый и более глубокий слой я называю коллективным бессознательным... его содержание и поведенческие формы более или менее одинаковы повсюду и у всех индивидов... и, таким образом, коллективное бессознательное представляет собой некий общий психический субстрат, сверхличностный по своей природе и присущий каждому из нас."198

Одним из доказательств его существования, говорит Юнг, служит то, что "мифы и волшебные сказки мировой литературы содержат определённые мотивы, встречающиеся повсюду", и добавляет, что они составляют "часть наследуемой структуры психики и поэтому могут спонтанно проявляться... везде и в любое время".199

Поразительно, что ту же идею можно обнаружить в следующих строках Тайной Доктрины, написанных гораздо раньше:

"Воображение масс, как бы ни было оно беспорядочно и хаотично, никогда не могло бы представить и создать ex nihilo такое количество чудовищ, такое богатство невероятнейших сказок, не имей оно, в качестве ядра, тех зыбких воспоминаний, затемнённых и неясных, которые соединяют разорванные звенья цепи времени, образуя из них таинственную, сотканную из грёз основу нашего коллективного сознания" (курсив наш. - С. К.)200

Юнг как-то написал, что первое соприкосновение Запада с индийской философией "было уделом философов и санскритологов", прибавив: "Но вскоре теософское движение, зачинательницей которого была г-жа Блаватская, впитало традиции Востока и содействовало самому широкому их распространению".201

---------

К началу нашего столетия Зигмунд Фрейд сформулировал теорию о том, что в сознании каждого индивида имеется область бессознательного, хранящая вытесненные или забытые идеи. Эта область часто оказывает неблагоприятное воздействие на человека, но сам он этого не сознаёт.

В дневнике Мирче Элиаде от 6 июня 1964 года есть следующая запись о работе Фрейда, посвященной сновидениям:

Фрейд работал над "Traumdeutung"*, английские теософы в это же время говорили об "акашной истории" и "памяти природы", то есть о том, что природа никогда не забывает того, что однажды произошло. Память о событиях - космических, исторических, личных - хранится в разных природных объектах. Некоторые люди - те, кто обладают "надлежащим психически настроенным умом", - могут при контакте с определёнными осязаемыми объектами успешно воспроизводить сокрытую в них историю.

_________
* Толкование снов (нем.). - Ред.

Интересно, что и Фрейд считает, что человек на самом деле не забывает ничего из случившегося с ним в детстве. Всё можно вспомнить (при помощи психоаналитика) на основе не "осязаемых объектов", а образов... Теория акашной истории, о которой рассуждали теософы... по своей структуре соответствует теории Фрейда. Фрейд был увлечён оккультизмом. Не зачитывался ли он теософскими книгами, вошедшими в моду после 1895 года и особенно популярными как раз в 1898 году?202

Биограф Фрейда Эрнест Джонс утверждает, что оккультизм "поистине разрушал" Фрейда и "сбивал его с толку".203

Отметим, что за десять лет до Фрейда Е. П. Б. писала о вытесненных или забытых мыслях, сохраняющихся в подсознании. В статье "Память при умирании" Е. П. Б. одобрительно цитирует книгу Эдгара Кине "Творение":

"Те наши мысли, которые мы не сумели сформулировать, оседают в самых глубинах нашего существа, стоит только нам их отринуть"... Когда наша воля устремляется за ними в погоню, "они отступают ещё дальше, ещё глубже - кто знает, в какие фибры; но там они остаются, чтобы править нами и воздействовать на нас непрошенно и неведомо для нас самих". Да... невидимые и ускользающие от нашего восприятия, они однако же действуют, и тем самым закладывают основу наших будущих поступков и мыслей, и обретают власть над нами, пусть даже мы никогда не вспоминаем о них и чаще всего не ведаем о самом факте их существования." (курсив наш. - С. К.)204

Чтобы дать выход этим подсознательным чувствам, Фрейд рекомендовал психиатрам и психоаналитикам изучать сны пациентов. Постепенно врачи выделили несколько типов снов, свидетельствующих о вытесненном влечении к противоположному полу; другим типам снов нашли иное объяснение.

"Сонники" тоже приписывают определённое значение конкретным снам. Однако Е. П. Б. отрицательно относилась к такого рода толкованиям. В приложении к "Протоколам Ложи Блаватской", посвященном сновидениям, на вопрос "Существуют ли способы истолкования снов - подобные, например, тем, что приводятся в сонниках?" она отвечает: "Никаких, кроме способности к ясновидению и духовной интуиции у "интерпретатора"".205 Говоря о способности к ясновидению, она, скорее всего, не имела в виду ясновидцев, предлагающих платные услуги, поскольку считала, что невозможно доверять сообщаемой ими информации.

Там же Е. П. Б. указывает, что сны можно в общих чертах разделить на семь классов:

"1. Пророческие сны. Их запечатлевает в нашей памяти Высшее Я, и они, как правило, просты и ясны: это либо голос, либо предвидение грядущих событий.

2. Аллегорические сны, или смутные проблески реалий, уловленные мозгом и искажённые нашей фантазией. Обычно они верны лишь отчасти.

3. Сны, посланные адептами, благими или наоборот, либо месмеризаторами, либо очень сильными сознаниями, которые пытаются навязать нам свою волю.

4. Ретроспективные сны - о событиях из прошлых жизней.

5. Сны-предостережения для других людей, не способных к их непосредственному восприятию.

6. Путаные сны, причины которых обсуждались выше.

7. Обычные фантазии или хаотичные картины, связанные с пищеварением, расстройством психики и тому подобными внешними причинами".206

К классу аллегорических снов, в таком случае, будут относиться сны, исходящие от коллективного бессознательного, но с конкретным смыслом для того, кто их видит. В Тайной Доктрине указывается, что "поскольку имеется семь ключей к толкованию каждого символа и аллегории, то ключ, который не подходит по смыслу с точки зрения, скажем, психологической или астрономической, будет тем не менее вполне правильным с точки зрения физической или метафизической".207


    Далее
    К оглавлению

Загрузить еще?
  Содержание :: МИФЫ, СНЫ И КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Е. П. Блаватская. Африканская магия (вуду и обеах) Е. П. Блаватская. Есть ли душа у животных?
Е. П. Блаватская. Некоторые указания для каждодневного пользования Е.П. Блаватская. Эзотерический характер Евангелий
Е. П. Блаватская. Голос Безмолвия. Семь врат. Два пути. Е. П. Блаватская. Беседы об оккультизме
Е. П. Блаватская. Мои книги Е. П. Блаватская. Элементалы. Элементарии
Е.П. Блаватская. Трансцендентальная физика Е. П. Блаватская. Что есть истина?
Е. П. Блаватская. Каббала и каббалисты в конце девятнадцатого столетия Е. П. Блаватская. Заметки непопулярного философа. Сборник статей
Блаватская. Практическое сокровенное учение Е. П. Блаватская. Корни ритуализма в церкви и масонстве
Блаватская. Сокровенное учение и оккультные науки Е.П. Блаватская. Наука жизни
Е. П. Блаватская. Происхождение зла Е. П. Блаватская. Статьи о Заратустре и зороастризме
Является ли аборт преступлением? Е. П. Блаватская. Статьи из сборника Новый панарион, ч.1
Е. П. Блаватская. Священная наука. Статьи из сборника Новый панарион, ч.2 Е. П. Блаватская. Разум в природе. Космический разум.
Является ли самоубийство преступлением? Елена Петровна Блаватская. Кошмарные рассказы (сны и видения).
Содержание:: Е. П. Блаватская. Субстанциональная природа магнетизма
Е.П. Блаватская. Оккультная или точная наука? Е. П. Блаватская. Золотые ступени
Блаватская. Диалог о тайнах посмертного существования Е. П. Блаватская. Из серии "Nightmare Tales"
Е. П. Блаватская. Заколдованная жизнь. Е. П. Блаватская. Может ли двойник убить?
Е. П. Блаватская. Неразгаданная тайна. Е. П. Блаватская. Сияющий щит.
Е. П. Блаватская. Пещера Эхо. Е. П. Блаватская. Из полярного края.
Е. П. Блаватская. Ожившая скрипка. Е. П. Блаватская. Молчаливый Брат.
Е. П. Блаватская. Легенда о Голубом Лотосе. Е. П. Блаватская. Три желания
Е. П. Блаватская. Теософическое Общество — сказка-быль XIX века Блаватская. История одной планеты (развенчание церковного мифа о Сатане)
ПРИМЕЧАНИЯ Необыкновенная жизнь и влияние Елены Блаватской
СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ ТЕОСОФИИ ВСЕМИРНЫЙ ПАРЛАМЕНТ РЕЛИГИЙ
НАУКА И "ТАЙНАЯ ДОКТРИНА" В МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ
У ИСТОКОВ АБСТРАКЦИОНИЗМА МАЛЕР, СИБЕЛИУС, СКРЯБИН
БУДДИЗМ ПРИХОДИТ НА ЗАПАД МИФЫ, СНЫ И КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
ТЕОСОФИЯ И "НОВЫЙ ВЕК" ПРЕДСМЕРТНОЕ СОСТОЯНИЕ И КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ  
   
 





 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста,
которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

  электронная библиотека © rumagic.com