Ч. Ледбитер. Вегетарианство и оккультизм

На главнуюАвторы и книгифорум rumagic.comНаша твиттер лентаСмОтРеТь ФиЛьМы о МаГиИОбмен линками
 



Ч. Ледбитер

ВЕГЕТАРИАНСТВО И ОККУЛЬТИЗМ

(по 8-му изданию, Адьяр, Индия)


Говоря об отношении между вегетарианством и оккультизмом, было бы неплохо для нас начать с определения наших терминов. Все мы знаем, что подразумевается под вегетарианством, и хотя имеется несколько разновидностей его, сейчас не будет необходимости обсуждать их. Вегетарианец — это тот, кто воздерживается от плотоядения. Некоторые из них допускают такие животные продукты, которые получены без лишения животного жизни — например, молоко, масло и сыр. Имеются другие, ограничивающие себя определёнными разновидностями растительной пищи — фруктами и орехами, например; и есть те, кто предпочитает принимать такую пищу, которая может быть употреблена сырой; другие не будут принимать пищу, которая растёт под землёй — такую, как картофель, репа, морковь и т.д. Нам не следует связываться с этими различиями, но просто определиться, что вегетарианец — это тот, кто воздерживается от любой еды, получаемой при помощи убийства животных — включая, разумеется, птиц и рыб.

Как определим мы оккультизм? Слово это происходит от латинского occultus — скрытый; так что это есть изучение скрытых законов природы. Поскольку все великие законы природы в действительности работают в невидимом мире гораздо в большей степени, чем в видимом, оккультизм включает в себя принятие гораздо более широкого взгляда на природу, чем принимается обычно. Оккультист, тогда, это человек, который изучает все законы природы, которых он может достигнуть или о которых он может слышать, и в результате своего изучения он отодждествляется с этими законами и посвящает свою жизнь службе эволюции.

Как относится оккультизм к вегетарианству? Он относится к нему с превеликим одобрением, и тому есть многие причины. Эти причины могут быть подразделены на два класса — те, что обычны и имеют физическую природу, и те, что оккультные или скрытые. Имеются многие аргументы в пользу вегетарианства здесь, на физическом плане, очевидные для каждого, кто возьмёт на себя труд исследовать этот предмет; и они будут для изучающего оккультизм ещё более сильны, чем для обычного человека. В дополнение к ним и совсем вне их изучающий оккультизм знает и о других причинах, которые приходят из изучения тех скрытых законов, которые всё ещё так мало понимаются большинством человечества. Мы должны однако разделить наше рассмотрение этих причин на две части, сначала взяв обычные и физические.

Даже сами эти обычные аргументы могут быть подразделены на два класса — первый, включающий физические и продиктованные личными соображениями, и другие, которые могут быть описаны как моральные и неэгоистичные.

Тогда, во-первых, давайте возьмём аргументы в пользу вегетарианства, которые относятся только к самому человеку и принадлежат чисто к физическому плану. Пока мы отбросим рассмотрение эффекта, производимого на других — который бесконечно более важен — и подумаем только о результатах для самого человека. Необходимо сделать это, поскольку одно из возражений, часто выдвигаемых против вегетарианства — что это красивая теория, которую практиковать невозможно, поскольку предполагается, что человек не может жить, не пожирая мёртвой плоти. Я сам — пример ошибочности этого мнения, поскольку я жил без загрязнения животной пищей — без мяса, рыбы или птицы — последние тридцать восемь лет, и не только остался в живых, но и располагал всё это время примечательно хорошим здоровьем. И я в этом вовсе не уникум, мне известны несколько тысяч других, практикующих то же самое. Я знаю некоторых более молодых людей, которые были счастливы быть незагрязнёнными употреблением мяса на протяжении всей своей жизни; и они определённо свободнее от болезней, чем употребляющие подобные вещи. Несомненно, имеется много доводов в пользу вегетарианства с чисто эгоистической точки зрения; и я выдвину их сначала, поскольку я знаю, что эгоистические соображения имеют наибольший вес у большинства людей, хотя и надеюсь, что в случае изучающих теософию мы можем предположить, что моральные соображения, которые я приведу позднее, возымеют на них более сильное влияние.


Мы хотим лучшего

Я исхожу из того, что в еде, как и во всём другом, все мы желаем лучшего из находящегося в пределах наших средств. Мы хотели бы привести нашу жизнь, и конечно, нашу ежедневную еду, как вовсе не незначительную часть наших жизней, в гармонию с нашими стремлениями, в гармонию с высшим из того, что мы знаем. Мы должны быть рады принять то, что на самом деле лучшее, а если мы ещё не знаем достаточно, чтобы оценить, что есть лучшее, тогда мы должны быть рады научиться это делать. Если мы подумаем об этом, мы увидим, что этот случай аналогичен другим направлениям, таким как музыка, искусство или литература. Нас учили с детства, что если мы хотим развить лучший музыкальный вкус, мы должны выбирать только лучшую музыку, и даже если вначале мы не сможем вполне оценить и понять её, мы должны проявить терпение, подождать и слушать, пока нечто из её сладкой красоты взойдёт в наших душах, и мы придём к пониманию того, что вначале не будило никакого отклика в наших сердцах. Если мы хотим оценить лучшее в искусстве, мы не должны наполнять свои глаза сенсационными полосами полицейских новостей или отвратительными уродствами, которые почему-то называются "комическими картинками"; но мы должны постоянно смотреть и учиться, пока тайна работы Тёрнера начнёт разворачиваться нашему терпеливому созерцанию, или огромная широта Веласкеса войдёт в пределы нашей способности понимания. Так же и в литературе. Грустный опыт многих говорит, что многое из лучшего и прекраснейшего потеряно для тех, чья умственная пища состоит исключительно из сенсационных газет или дешёвых романов, или из той дутой массы пустого материала, который выбрасывается на поверхность, подобно накипи на поверхности расплавленного металла жизни — романчики, сериалы и отрывки того типа, которые не научат невежду, не укрепят слабого, не разовьют незрелого. Если мы желаем раскрыть ум наших детей, мы не оставляем им все эти вещи на их собственный невозделанный вкус, но пытаемся помочь им тренировать этот вкус, в искусстве ли, в музыке или литературе.

Конечно же, тогда мы можем искать и находить лучшее в физической, также как и в умственной пище, и конечно же, мы должны находить это, руководствуясь не простым слепым инстинктом, но учась думать и рассматривать предмет с высшей точки зрения. В мире могут существовать те, кто не имеет желания к лучшему, кто хочет оставаться на низших уровнях и сознательно и намеренно строить в себе то, что грубо и ведёт к деградации, но разумеется, имеется много и тех, кто с радостью и охотой взяли бы лучшее, если бы они только знали, что это, или их внимание было бы направлено к нему. Есть мужчины и женщины, которые морально достигли высшего класса, которые уже прекратили кормить волков и гиен жизни, но были научены тому, что их необходимая диета — тела забитых животных. Но требуется лишь немного подумать, чтобы показать, что эти отвратительные вещи не могут быть высшими и чистейшими, и что если мы хотим подняться по шкале природы, если мы желаем, чтобы наши тела были чистыми, каковыми должны быть храмы Мастера, мы должны отбросить этот отвратительный обычай и занять своё место среди царственных сонмов, старающихся для эволюции человечества — старающихся добиться высшего и чистейшего во всём, для себя, точно так же как и для своих сотоварищей. Давайте посмотрим в деталях, почему вегетарианская диета — именно чистейшая и лучшая.


1. Более питательно

Во-первых, потому что овощи содержат больше питательных веществ, чем равное количество мёртвой плоти. Это прозвучит удивительным и немыслимым заявлением для многих людей, потому что их заставили верить, что они не могут существовать, не оскверняя себя мясом, и это заблуждение так широко распространено, что затруднительно пробудить от него среднего человека. Следует ясно понять, что это не вопрос привычки, сентиментальности или предрассудка; это просто предмет очевидного факта, в котором не может быть ни малейшего сомнения. Есть четыре элемента, необходимых для еды и каждый из них существенен для восстановления и построения тела. а) Белки или азотистая пища; б) углеводы; в) жиры; г) соли. Это классификация, обычно принятая среди физиологов, хотя некоторые из последних исследований могут и в некоторой мере её изменить.

Теперь нет никакого сомнения в том, что все эти вещества присутствуют в большей мере в овощах, чем в мясной пище. Например молоко, сливки, сыр, орехи, горох и бобы содержат больший процент белков или азотистых веществ. Пшеница, овёс, рис и другие крупы, фрукты и большинство овощей (исключая, пожалуй, горох, бобы и чечевицу) состоят в основном из углеводов — из крахмала и сахаров. Жиры встречаются почти во всякой белковой пище и также могут принять форму сливочного и растительного масла. Соли в большем или меньшем количестве встречаются практически во всех продуктах. Они исключительно важны для построения тканей организма и то, что называют соляным голодом, является причиной многих болезней.

Иногда заявляется, что мясо содержит некоторые из этих вещей в большем количестве, чем овощи, и приводятся таблицы, составленные таким образом, что наводят на такой вывод; но повторим ещё раз, что это вопрос фактов, и должен рассматриваться с этой точки зрения. Единственный источник энергии в мясе — это содержащиеся в нём белковые вещества и жиры; и поскольку жир в нём имеет не больше ценности, чем всякий другой жир, единственным пунктом, который остаётся рассмотреть, являются белки. Теперь надо вспомнить, что они имеют только одно происхождение — они синтезируются в растениях и нигде более. Орехи, горох, бобы и чечевица гораздо богаче этими веществами, чем любой сорт мяса, и они имеют огромное преимущество, поскольку белки там более чисты и поэтому содержат всю энергию, первоначально запасённую в них во время их синтеза. В животном теле эти белки, которые животное поглотило из растительного мира на протяжение своей жизни, постоянно проходят через разложение, в процессе которого энергия, первоначально запасённая в них, высвобождается. В результате этого то, что было использовано одним животным, не может быть использовано другим. Белки в некоторых из тех таблиц оцениваются по содержанию азота, но в мясе присутствуют многие продукты обновления тканей, таких как мочевина, мочевая кислота и креатин, которые все содержат азот и поэтому учитываются, как белки, хотя никакой пищевой ценности не имеют.

Но это ещё не всё зло, поскольку такое изменение тканей обязательно сопровождается образованием ядов, которые всегда обнаруживаются в мясе любого вида; и во многих случаях вред от этих ядов значителен. Таким образом, вы видите, что если вы и будете получать какие-нибудь вещества, питаясь мёртвым мясом, вы получите их только потому, что во время своей жизни животное потребляло растительные ткани. Вы получите меньше этих питательных веществ, чем должны иметь, поскольку животное уже израсходовало половину из них, и вы получите вместе с ними различные нежелательные вещества, и даже некоторые активные яды, которые, конечно, весьма разрушительны. Я знаю, что есть много врачей, прописывающих отвратительную мясную диету с целью укрепления людей, и часто они добиваются определённого успеха; но в этом они вовсе не согласны между собой, поскольку доктор Милнер Фотзергилл пишет: "Всё кровопролитие, произведённое воинственным характером Наполеона — это ничто в сравнении со смертностью среди мириад людей, отправившихся на кладбище по причине ошибочного доверия предполагаемой ценности мясного бульона". Так или иначе, эти укрепляющие результаты могут быть более легко достигнуты при помощи растительного царства, когда диетическая наука правильно понимается, и они могут быть достигнуты без ужасного загрязнения и нежелательных отходов другой системы. Позвольте мне показать вам, что я вовсе не делаю безосновательных заявлений; дайте мне процитировать мнения врачей, людей, чьи имена хорошо известны в медицинском мире, так что вы сможете увидеть, что я подкреплю сильным авторитетом всё, что заявил.

Мы обнаруживаем, что сэр Хенри Томпсон, член королевского хирургического колледжа, говорит: "Это вульгарная ошибка — считать мясо в любой форме необходимым для жизни. Всё необходимое для человеческого тела может доставить растительное царство... Вегетарианец может извлечь из своей пищи все основные составляющие, необходимые для роста и поддержки тела, точно также как и для производства тепла и силы. Должно быть принято, как несомненный факт, что некоторые из живущих на такой пище более сильны и здоровы. Я знаю, в какой мере преобладание мясной диеты не просто расточительное сумасбродство, но и источник серьёзного вреда для её потребителя." Вот определённое заявление известного медика.

Теперь мы можем обратиться к словам члена королевского общества, сэра Бенджамина Ворд Ричардсона, доктора медицины — он говорит: "Следует честно признать, что при равном весе, растительные вещества, при внимательном их выборе, обладают поражающими преимуществами в питательности по сравнению с животной пищей. Я хотел бы видеть овощной и фруктовый стиль жизни введённым во всеобщее употребление, и я надеюсь, что это будет так".

Известный врач, доктор Уильям С. Плэйфэйр, бакалавр хирургии, сказал совершенно ясно: "Животная пища не является необходимой для человека", а доктор Ф. Дж. Сайкс, бакалавр наук, официальный медик в св. Панкратии, пишет: "Химия не против вегетарианства, и тем более не против биология. Мясная пища вовсе не необходима, чтобы доставить азотистые вещества для восстановления тканей; так что хорошо подобранная растительная диета совершенно правильна с химической точки зрения для питания человека."

Доктор Фрэнсис Вэчер, член королевского хирургического колледжа и химического общества, замечает: "Я не верю, что человек будет чувствовать лучше физически или умственно, принимая мясную пищу."

Доктор Александр Хэйг, ведущий специалист одной из крупных лондонских больниц, писал: "То, что легко возможно поддерживать жизнь при помощи продуктов растительного царства, вовсе не требует для физиологов демонстрации, даже если бы большинство человечества постоянно не демонстрировало это; и мои исследования показывают, что это не только возможно, но и бесконечно более предпочтительно во всех отношениях и придаёт превосходные силы и уму, и телу."

Доктор М. Ф. Кумс заключил научную статью в "The American Practitioner and News" за июль 1902 г. следующими словами: "Разрешите мне во-первых заявить, что мясо теплокровных животных вовсе не является неотъемлемой частью диеты для поддержания человеческого тела в совершенном здоровье." Он собирался сделать ещё некоторые заметки, которые мы процитируем в нашей следующей главе.

Декан факультета медицинского колледжа им. Джефферсона, Филадельфия, сказал: "Это известный факт, что злаки как составляющие повседневной пищи занимают большое место в человеческой экономике; они содержат составляющие, вполне достаточные для поддержания жизни в своей высшей форме. Если бы ценность злаковой пищи была лучше известно, это было бы благом для человечества. Целые нации живут и процветают только на одних злаковых продуктах, и это полностью демонстрирует, что мясо не является необходимостью.

Вы получили здесь несколько ясных заявлений, и все они взяты из трудов известных людей, проделавших значительные исследования в области химии пищевых продуктов. Невозможно отвергнуть то, что человек может существовать без ужасной мясной пищи, и более того, что в овощах содержится больше питательных веществ, чем в равном количестве мяса. Я бы мог привести вам и много других цитат, но вышеупомянутого достаточно и они представляют типичные примеры остальных.


2. Меньше болезней

Во-вторых, потому что многие серьёзные болезни происходят от этой отвратительного обычая — потреблять мёртвые тела. Здесь снова я могу легко привести вам длинный список цитат, но как и ранее, я удовлетворюсь немногими. Доктор Джосая Олдфилд, член королевского хирургического колледжа и лиценциат королевского терапевтического колледжа пишет: "Мясо — неестественная пища, и потому оно склонно вызывать функциональные расстройства. В таком виде, в каковом оно принимается в современной цивилизации, оно заражено таким страшными болезнями (легко переносимых человеку) как рак, туберкулёз, лихорадка, глисты, в огромной мере. Поэтому не стоит удивляться, что употребление мяса — одна из самых серьёзных причин болезней, которые уносят девяносто девять из каждых ста родившихся людей".

Сэр Эдвард Соундерс говорит нам: "Любая попытка научить человечество, что говядина и пиво не являются необходимыми для здоровья и эффективного функционирования организма — хороша, и должна вести к бережливости и счастью, и я уверен, что с принятием этого мы услышим о снижении заболеваемости подагрой, болезнью Брайта, проблем с печенью и почками, а затем и о снижении скотства, битья жён и убийств. Я считаю, что тенденция сейчас — к вегетарианской диете, что она будет признана как должная и подходящая, и недалеко то время, когда мысль о животной пище будет отвратительной для цивилизованного человека."

Сэр Роберт Кристисон, доктор медицины, утверждает, что "мясо и выделения животных, поражённых язвенными заболеваниями, аналогичным фурункулам, столь ядовиты, что употребляющие эти продукты могут жестоко пострадать — болезнь принимает форму воспаления пищеварительного тракта или возникновения одного или более фурункулов".

Доктор А. Кингсфорд из Парижского университета говорит: "Мясо животных может непосредственно привести ко многим болезненным и отвратительным заболеваниям. Золотуха, этот обильный источник страдания и смерти, вероятно, имеет своим источником обычай употребления мяса. Любопытный факт: слово "золотуха" (scrofula) происходит от scrofa, свинья. Сказать, что у кого-нибудь золотуха, значит сказать о его свинстве."

В пятом отчёте Тайному Совету в Англии мы находим заявление профессора Гэмджии, гласящее, что "пятая часть всего потребляемого мяса получается от животных, забитых в состоянии злокачественного заболевания", в то время как профессор А. Уинтер Блиф, член королевского хирургического колледжа, пишет: "с точки зрения экономии мясо не является необходимостью, и мясо, поражённое серьёзной болезнью, может быть так приготовлено, что будет производить впечатление вполне приличного. Мясо многих животных с запущенными болезнями лёгких нельзя отличить от нормального невооружённым глазом."

Доктор М. Ф. Кумс в вышепроцитированной статье добавляет: "У нас есть много продуктов, заменяющих мясо, которые свободны от уничтожительного эффекта животной пищи — собственно ревматизм, подагра и другие сходные болезни, не говоря уж о закупорке сосудов мозга, которая часть кончается ударом, а также сосудистые заболевания тех или иных разновидностей, мигрень и многие другие подобные формы головной боли, происходят от чрезмерного употребления мяса, и зачастую возникают даже когда мясо потребляется не чрезмерно."

Доктор Дж. Х. Келлог замечает: "интересно заметить, что люди науки повсюду в мире пробуждаются к осознанию того факта, что мясо животных не является не чистым питанием, а смешанным с ядовитыми веществами, схожими по характеру с экскрементами, которые являются естественным результатом животной жизни. Растение запасает энергию. Это из растительного мира — откуда и уголь, и дрова — добывается энергия, что движет наши паровые машины, поезда, ведёт наши пароходы, совершая работу цивилизации. Это из растительного мира все животные — прямо или косвенно — добывают энергию, проявляющуюся в животной жизни через мускульную и умственную деятельность. Растительное строит, животное разрывает. Растение запасает энергию, животное её тратит. Различные отходы и ядовитые продукты происходят от проявления энергии — будь то в локомотиве или в животном. Ткани животного могут продолжать свою деятельность только в силу того факта, что они постоянно промываются и очищаются кровью, непрекращающимся потоком текущей через них и вокруг них, унося яды, возникающие в результате их работы так быстро, как они только образуются. Характер венозной крови обусловлен этими ядами, удаление которых сразу же прекращается со смертью, хотя образование их продолжается и некоторое время после неё. Один выдающийся французский хирург заметил "мясной бульон — это самый настоящий раствор ядов". Разумные врачи повсюду приходят к признанию этих фактов и их практическому использованию".

Опять же вы можете видеть, что у нас нет недостатка в свидетельствах, и многие цитаты о привнесении ядов через мясную пищу* взяты не у врачей-вегетарианцев, а у тех, кто всё ещё считает правомерным умеренное потребление мертвечины, хотя и изучив в некоторой мере научную сторону вопроса. Следует помнить, что мёртвая плоть никогда не может быть в совершенно здоровом состоянии, потому что распад начинается в момент забоя животного. При этом процессе образуются все виды продуктов распада; все они бесполезны, а многие из них определённо опасны и ядовиты. В древних писаниях индусов мы находим очень примечательное высказывание, касающееся того факта, что даже в Индии некоторые из низших каст в тот ранний период начали питаться мясом. Там говорится, что в древние времена существовало только три болезни, одной из которых была старость, но теперь, когда люди стали есть мясо, возникло 78 новых болезней. Это показывает, что мысль о том, что болезни могут происходить от пожирания мертвечины, признавалась тысячи лет.

____________
* Есть и ещё одно соображение, не бывшее столь актуальным в начале XX века, но выходящее на первый план в наше время. Проф. В. Эйхлер в своей книге "Яды в нашей пище" отмечает: "коэффициент накопления неразлагающихся ядов, в особенности биоцидов, в большинстве случаев составляет около 10 на каждую ступень пищевой цепи". Иначе говоря, если в траве содержится 1 условная доза ДДТ, то в корове, питающейся ею — 10 доз, а в хищном животном или человеке, питающемся этими коровами — 100 доз ДДТ. "В грудном молоке кормящих матерей в США содержится в 4 раза больше ДДТ, чем допускается санитарными нормами для коровьего молока..." В отдельных случаях содержание пестицидов и хлороорганических соединений превышало эти нормы в 20 раз. (В. Эйхлер. "Яды в нашей пище", М., 1993) — прим. пер.


3. Более естественно для человека

В третьих, человек по природе не был создан плотоядным, и потому эта ужасная пища ему не подходит. Позвольте мне опять привести несколько цитат, чтобы показать вам, что авторитеты здесь на нашей стороне. Барон Кювье пишет: "Естественная пища человека, судя по его строению, состоит из плодов, кореньев и овощей", а профессор Рэй говорит: "конечно же, человек никогда не создавался хищным животным". Сэр Ричард Оуэн, член королевского хирургического колледжа, пишет: "Антропоиды и все четверорукие добывают себе питание из плодов, зерен и прочих сочных растительных тканей, и существует прямая аналогия между строением этих животных и человека, ясно демонстрирующая его растительноядную природу".

Другой член Королевского Общества, профессор Уильям Лоуренс, пишет: "Зубы человека не имеют и малейшего сходства с зубами хищных животных; и рассмотрим ли мы зубы, челюсти, или органы пищеварения, строение их у человека близко напоминает их строение у травоядных животных."

Доктор Спенсер Томпсон также замечает: "Никакой физиолог не станет спорить с тем, что человеку следует жить на вегетарианской диете", а доктор Силвестр Грэхэм пишет: "Сравнительная анатомия подтверждает, что от природы человек — растительноядное животное, поддерживающее существование плодами, семенами и мучнистыми растениями".

Желательность вегетарианской диеты, конечно же, не потребует аргументации для верующих во вдохновенность писаний, ведь следует помнить, что Бог сказал Адаму в Эдемском саду: "вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя — вам сие будет в пищу" Только после падения человека, когда в мир пришла смерть, с ней возникла и более низкая идея питания, и если мы надеемся вновь вознестись к райскому состоянию, мы несомненно должны начать с упразднения ненужного убийства, совершаемого ради снабжения нас ужасной пищей, ведущей к деградации.


4. Больше сил

В-четвёртых, люди становятся на вегетарианском питании лучше и сильнее. Я знаю, что люди говорят: "ты будешь слабым, если не будешь есть мясо". Но фактически это неверно. Я не знаю людей, находящих, что они слабее на овощной диете, но мне известно, что во многих недавних спортивных состязаниях вегетарианцы показали себя сильнейшими и наиболее выносливыми — как например в последних велосипедных гонках в Германии, где все занявшие призовые места были вегетарианцами. Было много таких испытаний, и они показывают что при прочих равных условиях более успешен принимающий чистую пищу. Мы стоим перед фактом, и в этом случае все факты — на нашей стороне и против дурацких предрассудков и отвратительного вожделения. Причину этого ясно сообщает доктор Дж. Д. Крэйг, который пишет: "Мясоеды часто хвастаются силой своего тела, особенно если живут главным образом на открытом воздухе, но у них есть одна особенность — они не обладают выносливостью вегетарианцев. Причина этого в том, что в мясе уже идут процессы ретроградных изменений, и вследствие этого пребывание питательных веществ в тканях недолговременно. Импульс, сообщённый им в теле животного, из которого они были взяты, усиливается другим импульсом во втором теле, и по этим причинам содержащаяся в них энергия быстро выделяется, и возникает срочная потребность в новой, чтобы занять её место. Потому-то мясоед, будучи хорошо накормлен, может за короткое время проделать большой объём работы. Но он быстро проголадывается и ослабевает. С другой стороны, растительные продукты перевариваются медленно, содержат весь первоначальный запас энергии и не содержат ядов; ретроградные изменения в них только начинаются и идут медленнее, чем в мясе, потому их сила высвобождается медленнее и с меньшими потерями — человек, питающийся ими, может долгое время работать без дискомфорта и необходимости подкрепиться. В Европе люди, воздерживающиеся от мясной пищи, принадлежат к лучшим и более интеллигентным классам, и предмет выносливости был ими замечен и основательно исследован. В Германии и Англии между мясоедами и вегетарианцами было проведено несколько примечательных спортивных соревнований, требовавших выносливости, в которых вегетарианцы неизменно выходили победителями."

Исследовав этот факт, мы обнаружим, что он известен долгое время, ведь даже в античной истории обнаруживаются его следы. Вспомним, что из всех народов Греции самыми сильными и выносливыми считались спартанцы, а простота их растительной диеты общеизвестна. Подумайте также и о греческих атлетах, тщательно готовившихся к участию в олимпийских и исфимианских играх. Если почитать классику, то выяснится, что эти люди, в своей области лидировавшие в мире, жили на одних фигах, орехах, сыре и чечевице. Также и у римских гладиаторов — людей, от чьей силы зависела их слава и жизнь, питание состояло исключительно из ячменных хлебцев и масла; они хорошо знали, что эта еда придаёт больше сил.

Все эти примеры показывают нам, что всеобщее и устойчивое заблуждение, что нужно есть мясо, чтобы быть сильным, не основывается на фактах — в действительности верно совершенно противоположное. Чарлз Дарвин в одном из своих писем заметил: "Самые необычные работники, которых мне приходилось видеть, это чилийские шахтёры, живущие исключительно на растительной пище, включающей бобовые". О них же сэр Фрэнсис Хэд пишет: "Для шахтёров, добывающих медь в центральном Чили, обычное дело — перенос грузов в 100 или 200 фунтов на 80 ярдов в высоту 12 раз в день, а их питание всецело вегетарианское — завтрак из фиг и маленькие буханки хлеба, обед из варёных бобов и ужен из жареной пшеницы."

М-р. Ф. Т. Вуд пишет о своих открытиях в Эфесе: "Турецкие грузчики в Смирне часто переносят на своих спинах от 400 до 600 фунтов и однажды капитан указал мне на одного из своих людей, который нёс огромный тюк товара, весящий 800 фунтов, вверх по скату на верхний склад, так что с этой экономной диетой их сила необычайно велика".

Об этих же турках сэр Уильям Фэйрбэйрн сказал: "Турок живёт и сражается, когда солдат любой другой национальности уже бы оголодал. Его простые привычки, воздержание от опьяняющих напитков и его обычная вегетарианская диета позволяют ему выживать при огромных лишениях, существуя на скудной и самой простой пище."

Сам я свидетель необычной силе, которую демонстрируют тамильские кули-вегетарианцы из Южной Индии, поскольку часто видел, как они несли грузы, которые меня изумляли. Помню один случай, когда я стоял на палубе парохода и наблюдал за одним из этих кули, который взвалил на свою спину огромный ящик и медленно, но равномерно сошёл по трапу на берег, отнеся его в лабаз. Капитан, стоявший рядом со мной, с удивлением заметил: "надо же, а чтобы поднять на борт этот ящик в лондонских доках, потребовалось четверо английских рабочих!". Также я видел и другого из этих кули, без всякой помощи несшего на спине рояль на приличное рассотяние, и тем не менее все эти люди были совершенными вегетарианцами, ведь жили они главным образом на рисе и воде, возможно с добавлением для вкуса небольшого количества тамаринда.

Доктор Александр Хэйг, которого мы уже цитировали, пишет об этом же: "Эффект освобождения от мочевой кислоты придал моему телу такие силы, какими я обладал 15 лет назад; думаю, что даже тогда я вряд ли смог проделать те упражнения, которым теперь могу предаваться совершенно безнаказанно без усталости и утомления, и без одышки на следующий день. Я часто говорю, что теперь невозможно меня утомить, и в относительном смысле я считаю, что это так." Этот выдающийся врач стал вегетарианцем по той причине, что из исследования болезней, вызываемых присутствием в системе мочевой кислоты, он открыл, что употребление мяса — главный источник этого смертоносного яда. Другой интересный момент, который он упоминает, заключается в том, что эта перемена питания вызвала определённые изменения в его характере — хотя ранее он находил себя постоянно нервозным и раздражительным, теперь он стал куда спокойнее, постояннее и меньше злиться; он полностью осознал, что это произошло в силу перемены пищи.

Если нам потребуются дальнейшие свидетельства, они всегда под рукой в животном царстве. Мы обнаружим, что хищники — не самые сильные, и вся работа в мире совершается травоядными — лошадями, мулами, быками, слонами и верблюдами. Мы увидим, люди не могут использовать льва или тигра, или что сила этих диких плотоядных была равна силе тех, кто усваивает её непосредственно из растительного царства.


5. Меньше животных страстей

В-пятых, поедание мёртвых тел ведёт к злоупотреблению выпивкой и возрастанию в человеке животных страстей. М-р. Х. П. Фаулер, 40 лет изучавший алкоголизм и читавший об этом лекции, заявляет, что употребление мясной пищи, приводя в возбуждение нервную систему, готовит путь установлению невоздержанности во всём, и чем больше мяса употребляется, тем больше опасность устойчивого алкоголизма. Многие опытные врачи делали подобные эксперименты и действуют в своём лечении пьянства согласно им. Несомненно, низшая часть природы человека от питания мертвечиной усиливается. Даже съев полную порцию этого ужасного материала человек всё ещё чувствует неудовлетворённость, поскольку ещё сознаёт смутное и неуютное чувство желания, потому он сильно страдает от нервного напряжения. Это желание — голод тканей тела, которые не могут обновляться от этой небогатой субстанции, предлагаемой им в качестве пищи. Чтобы удовлетворить эту смутную жажду, а скорее — чтоб успокоить нервы, чтобы она больше не чувствовалась, часто обращаются за помощью к стимуляторам. Употребляют некоторые алкогольные напитки, или иногда пытаются успокоить эти чувства чёрным кофе, а в других случаях для успокоения раздражённых и истощённых нервов используют крепкий табак. В этом-то и заключается начало неумеренности — ведь большинство её случаев началось с попыток успокоить спиртными стимуляторами смутное неприятное чувство, следующее за поеданием обеднённой пищи — пищи, которая не питает.

Нет сомнения, что пьянство и всю бедность, низость, болезни и преступления, с ним связанные, часто можно проследить к неправильному питанию. Конечно же, о важности и далекоидущем влиянии чистого питания на благополучие индивидуума и человечества было сказано уже достаточно.

М-р Брэмуэлл Буф, глава Армии Спасения, выпустил заявление относительно вегетарианства, где он убеждённо и решительно говорит в его пользу, приводя список из не менее девятнадцати причин, по которым человеку следует воздерживаться от мясной пищи.

Он настаивает, что вегетарианская диета необходима для чистоты, целомудрия и совершенного контроля над теми аппетитами и страстями, что часто служат источником великого искушения. Он замечает, что рост мясоедения среди людей — одна из причин пьянства, и способствует также лени, сонливости, недостатку энергии, несварению желудка, запорам и другим подобным несчастьям и деградации. Он заявляет также, что экзема, геморрой, глисты, дезинтерия и сильные головные боли зачастую вызываются мясной диетой, и что он считает, что значительный рост туберкулёза и рака за последние сто лет вызваны соответствующим ростом потребления животной пищи.


6. Экономия

В шестых, вегетарианская пища в любом случае как лучше, так и дешевле мяса. В упомянутой уже энциклике м-р Буф среди аргументов в её защиту приводит и такой: "Вегетарианская пища, состоящая из пшеницы, овса, кукурузы и других зерновых, чечевицы, гороха, бобов, орехов и тому подобного более чем в десять раз экономичнее мясной. Половину веса мяса составляет вода, за которую приходится платить, как бы это было мясо. Растительная диета, если мы добавим к ней сыр, масло и молоко, будет стоить вчетверо дешевле, чем смешанная растительно-мясная. Десятки тысяч наших бедняков, еле сводящие концы с концами после того, как потратятся на мясную пищу, могли бы чувствовать себя вполне комфортно, заменив её фруктами, овощами и другим экономичным питанием."

Среди экономических сторон этого вопроса есть и ещё одна, которую нельзя игнорировать. Заметьте, насколько больше людей могли бы кормиться с того же количества земли, засеянного пшеницей, по сравнению с тем, если бы оно было отдано под пастбище. Подумайте также, сколько людей в этом случае могли бы получить здоровую работу на земле, и я думаю, вы увидите, что с этой точки зрения тоже можно много чего сказать.


Грех убийства

До сих пор мы говорили о том, что мы назвали физическими или эгоистическими соображениями, которые могли бы заставить человека прекратить поедать эту мёртвую плоть и обратить его к более чистой диете, хотя бы и только ради его собственной выгоды. Теперь же давайте немного подумаем о моральных и неэгоистических соображениях, касающихся нашего долга в отношении других. Первое — и это представляется наиболее ужасающим — отвратительный грех ненужного убийства этих животных. Живущие в Чикаго хорошо знают, как происходит в их местности эта непрерывная бойня, как снабжают оптом большую часть мира её продуктами. Пользуясь безупречными свидетельствами, я ясно показал, что в этом нет никакой необходимости, а если в этом нет необходимости, это уже преступление.

Уничтожение жизни — всегда преступление. Могут быть случаи, когда это меньшее из двух зол, но здесь не может быть и тени оправдания, поскольку это ненужно и происходит лишь по причине эгоистичной и беспринципной жадности тех наживающихся на агонии животного царства в угоду извращённым вкусам тех, кто испорчен настолько, чтобы желать этого отвратительного недуга. Помните, перед Богом в этом ужасе виновны не только те, кто делает грязную работу, но и те, кто питаясь этой мёртвой плотью, поощряет их, делая их преступление выгодным. Каждый человек, участвующий в потреблении этой нечистой пищи, несёт свою долю неописуемой вины за страдания, которыми она была добыта. Законом повсюду признаётся принцип "qui facit per alium facit per se" — то есть совершённое при помощи другого приравнивается к совершённому самолично.

Люди часто говорят: "Но все эти ужасы нисколько не изменятся, если я один прекращу есть мясо." Это неверно и неискренне. Во-первых, разница будет — в фунт или два каждый день, что со временем составит вес целого животного. Во-вторых, это вопрос не количества, а соучастия в преступлении, а если вы пользуетесь плодами преступления, вы помогаете делать его выгодным, и таким образом разделяете вину. Никакой честный человек не станет этого отрицать. Но когда затронуты низшие желание людей, они обычно неискренни в своих взглядах и отказываются видеть очевидные факты. А относительно того, что это ужасное убийство, не являющееся необходимым — действительно страшное преступление, не может быть разницы мнений.

Другой момент, который следует помнить, это то, что ужасная жестокость связана и с транспортировкой этих бедных животных по суше и по морю к месту забоя, да и сам он совершается с жестокостью. Пытающиеся оправдать эти отвратительные преступления скажут вам, что делаются попытки убивать как можно быстрее и безболезненнее; но достаточно лишь почитать репортажи, чтобы убедиться, что во многих случаях случаях эти намерения не исполняются и имеет место сильное страдание.


Деградация мясника

Ещё следует рассмотреть и зло, заключающееся в поощрении деградации и греха в другом человеке. Если бы вам самим приходилось убивать животное ножом или топором перед тем, как приготовить его мясо, то вы бы осознали тошнотворную природу этого дела и скоро отказались бы от его исполнения. Хотели бы утончённые леди, поглощающие кровавые бифштексы, чтобы их сыновья работали забойщиками? Если нет, то они не имеют права возлагать эту задачу на сына какой-либо другой женщины. Мы не имеем право навязывать нашим согражданам ту работу, которую сами отказались бы выполнять. Могут сказать, что мы не заставляем никого выбирать это отвратительное средство пропитания, но это простая увёртка — ведь употребляя эту ужасную пищу, мы создаём спрос, ведущий кого-то к зверскому состоянию и деградации ниже человеческого уровня. Вам известно, что класс людей, созданный спросом на эту пищу, пользуется исключительно плохой репутацией. Естественно, те, кто звереет на такой нечистой работе, обнаруживают свое зверство и в других отношениях. Они — дикари по своему характеру и кровожадны в своих ссорах; и я слышал, что при расследовании многих убийств выяснялось, что преступник делал поворот ножа, характерный для мясников. Вы, конечно же, признаете, что это несказанно ужасный труд, и если вы хоть как-нибудь участвуете в этом страшном бизнесе — даже просто поддерживая его — вы ставите другого человека в положение, когда ему приходится выполнять работу (и вовсе не из-за вашей нужды, но просто ради удовлетворения ваших желаний и страстей), которую ни при каких обстоятельствах вы не согласились бы сделать сами.

Затем, следует помнить, что все мы надеемся, что наступит время доброты и мира во всём мире — золотой век, когда больше не будет войн, когда человек столь отвратится от борьбы и гнева, что все мировые условия станут отличными от преобладающих теперь. Не думаете ли вы, что и животное царство должно получить свою долю от наступления этих хороших времён — что ужасный кошмар массовой бойни должен быть устранён? По-настоящему цивилизованные нации мира знают это намного лучше нас; только мы на западе, будучи ещё молодой расой, пока не избавились от юношеской грубости, иначе бы мы и дня не потерпели этого среди нас. Вне всяких сомнений, будущее — за вегетарианством. Представляется несомненным, что в будущем — и я надеюсь, что это может быть уже в недалёком будущем — мы будем смотреть на это время с ужасом и отвращением. Несмотря на все его удивительные открытия, замечательную технику и огромные достижения, я уверен, что наши потомки будут рассматривать этот век как эпоху лишь частичной цивилизации, фактически мало отдалившейся от дикарства. И одним из аргументов, которым они будут подтверждать это, будет допускаемое нами массовое и излишнее убийство невинных животных, и что мы фактически жиреем с этого и делаем на этом деньги, а также создали класс существ, делающий за нас эту грязную работу, а нам вовсе не стыдно получать прибыль из их деградации.

Всё это были соображения, относящиеся только к физическому плану. Теперь позвольте мне рассказать вам кое-что об оккультной стороне всего этого. Пока что все мои заявления, надеюсь, ясные и определённые, каждый мог проверить лично. Вы можете прочитать свидетельства известных врачей и учёных, сами проверить экономическую сторону вопроса, вы можете пойти и посмотреть, если хотите, как все эти разные типы людей ухитряются так хорошо жить на вегетарианской диете. Таким образом, всё до сих пор сказанное — в пределах вашего достижения. Но теперь я покидаю поле обычных физических аргументов, и переношу вас на тот уровень, где вы узнаете мнение тех, кто исследовал высшие миры. Давайте же обратимся к скрытой стороне всего этого — к стороне оккультной.


Оккультные причины

Здесь мы разберём два типа аргументов — те, что касаются нас самих и нашего собственного развития и тех, что относятся к великому плану эволюции и нашему долгу по отношению к нему; так что мы ещё раз можем классифицировать их как эгоистические и альтруистические, хотя и на гораздо более высоком уровне по сравнению с прежними. Надеюсь, что в предыдущей части этой лекции я ясно показал, что относительно этого вопроса вегетарианства просто нет места спорам — все соображения и свидетельства всецело на одной стороне, и против них совершенно ничего нельзя возразить. И ещё более поразительны они будут в случае рассмотрения оккультной части нашей аргументации. Есть люди, которые в своём изучении оккультизма касаются пока лишь его поверхности и ещё не готовы до конца следовать его предписаниям, потому не принимая его учения в том, где оно мешает их личными привычкам и желаниям. Некоторые из них пытались аргументировать, что вопрос еды мало что значит с оккультной точки зрения, однако единогласный вердикт всех великих школ оккультизма, как древних, так и современных, по этому вопросу всегда оставался определённым — для всякого истинного прогресса чистота необходима, причём даже на физическом плане и в вопросах питания, равно как и в более высоких предметах.

Во многих книгах и лекциях я уже объяснял существование разных планов природы и огромного невидимого мира повсюду вокруг нас, и мне часто приходилось упоминать, что человек содержит в себе материю, принадлежащую ко всем планам, будучи снабжён проводниками, соответствующими каждому из них, через которые он может получать впечатления и посредством которых он может действовать. Могут ли эти высшие тела человека каким-либо образом подвергнуться действию еды, поступающей в физическое тело, с которым они столь тесно связаны? Несомненно, могут, и вот по какой причине. Физическая материя человека находится в тесном соприкосновении с астральной и ментальной — настолько, что все они в значительной степени копируют друг друга. Астральная материя бывает многих типов и степеней плотности, так что у одного человека астральное тело может быть построено из грубых и плотных частиц, а у другого — из более очищенных и утончённых. Поскольку астральное тело — это проводник эмоций, то человек, чьё астральное тело состоит из более грубого типа материи ответственен за множество более грубых страстей и эмоций, в то время как имеющий более утончённое астральное тело обнаружит, что его частицы более охотно вибрируют в ответ высшим и более чистым эмоциям и желаниями. Потому человек, встраивающий в своё физическое тело грубую и нежелательную материю, тем самым в виде её соответствия вводит и в астральное тело материю грубого и неприятного сорта.

Все мы знаем, что на физическом плане злоупотребление мертвечиной производит эффект огрубления во внешнем виде человека. Это не значит, что некрасивый вид принимает лишь физическое тело — это означает, что и те части человека, что не видны нашему обычному взгляду — астральное и ментальное тела — также не находятся в хорошем состоянии. Таким образом, человек, выстраивающий себе грубое и нечистое физическое тело, одновременно строит себе также грубые и нечистые астральное и ментальное тела. Это с первого же взгляда видно развитому ясновидящему. Тот, кто учится видеть эти высшие проводники, сразу же увидит эффекты, производимые на высшие тела нечистотой в низшем и сразу увидит разницу между человеком, питающим свой физический проводник чистой пищей и тем, кто запихивает в него отвратительную разлагающуюся плоть. Давайте же теперь посмотрим, как эта разница воздействует на эволюцию человека.


Нечистые проводники

Ясно, что долгом человека по отношению к себе является насколько возможно большее развитие его проводников, чтобы в распоряжении души были совершенные инструменты. Есть и более высокая стадия, на которой сама душа учится быть подходящим инструментом в руках божественного, совершенным каналом божественной милости, но первый шаг к этой высокой цели состоит в том, чтобы сама душа научилась в полной мере управлять низшими телами, так чтобы в них не было никаких мыслей или чувств кроме тех, что душа позволяет. Потому все эти проводники должны быть эффективными, насколько только возможно, а также чистыми и свободными от всякого заражения, и очевидно, этого никогда не будет, пока человек поглощает своим физическим телом столь нежелательные ингредиенты. Даже физическое тело и его чувственное восприятие никогда не будут работать на полную мощность без чистого питания. Всякий перешедший на вегетарианскую диету скоро начинает замечать, что его чувства вкуса и обоняния стали гораздо проницательнее, чем когда он питался мясом, и что теперь он может различать в тонкие оттенки вкуса в той пище, что раньше он считал безвкусной — такой как рис или пшеница.

То же самое, но в гораздо большей мере, верно и для высших тел. Их чувства также не могут быть ясными, если в них вводится нечистая и грубая материя — всё, имеющее подобную природу засорят и притупляет их, и душе становится всё труднее их использовать. Это факт, всегда признававшийся изучающими оккультизм, и вы обнаружите, что все приступавшие в древности к мистериям были людьми крайней чистоты, и конечно же, неизбежно, вегетарианцами. Мясное питание фатально для всякого истинного развития, и принимающие его водружают серьёзные и излишние трудности на своём пути.

Я хорошо осведомлён, что есть другие, высшие соображения, имеющие ещё больший вес, чем что-либо на физическом плане, и что чистота сердца и души куда важнее для человека, чем чистота тела. Однако конечно же нет такой причины, почему бы мы не могли иметь и то, и другое — действительно, одно ведёт к другому, а высшее должно включать и низшее. На пути самоконтроли и саморазвития и так достаточно трудностей, и конечно же, более чем глупо отклоняться с пути, чтобы добавить к их списку ещё одну, и весьма значительную. Хотя и верно, что чистое сердце совершит больше, чем чистое тело, последнее всё же может многие, и никто из нас не продвинулся по пути духовности столь далеко, что может позволить себе пренебречь этим великим преимуществом. Всего, что затрудняет наш путь, следует самым решительным образом избегать. В любом случае мясная пища несомненно делает физическое тело худшим инструментом и ставит трудности на пути души, усиливая нежелательные элементы и страсти, принадлежащие к этим низшим планам.

Но эти серьёзные последствия, проявляющиеся во время физической жизни — не единственные, о которых нам следует подумать. Если, путём введения отвратительных нечистот в физическое тело, человек строит себе грубое и нечистое астральное тело, то следует помнить, что именно в этом испорченном проводнике придётся ему провести первую часть своей загробной жизни. Из-за встроенной им в это тело грубой материи, он окажется в обществе всех видов нежелательных существ, и его проводники станут им домом, а их грубые страсти найдут в них охотный отклик. Его животные страсти будут не только легко возбуждаться на земле, но в дополнение к этому он будет сильно страдать от действия этих желаний и после смерти. Опять же, даже если посмотреть на это с эгоистической точки зрения, мы увидим, что оккультные соображения подтверждают основанные на здравом смысле аргументы, касающиеся физического плана. Если же привлечь к этой проблеме высшее зрение, то оно ещё более живо покажет нам, сколь нежелательно пожирание мяса — ведь оно усиливает в нас всё то, от чего нам больше всего нужно освободиться, и потому с точки зрения прогресса эту привычку следует бросить раз и навсегда.


Долг человека по отношению к природе

Существует и гораздо более важная с альтруистической точки зрения сторона вопроса — долг человека по отношению к природе. Каждая религия учит, что человек должен всегда быть на стороне Бога и принимать сторону добра против зла, развития против деградации. Человек, встающий на сторону эволюции осознаёт зло уничтожения жизни — ведь он знает, что в точности как и он находится в этом физическом теле для того, чтобы получить уроки этого плана, так и животное занимает своё тело по той же причине, хотя и получая опыт более низкой стадии. Он знает, что за животным стоит божественная жизнь, ибо всякая жизнь в мире — божественна; потому животные — поистине наши братья, хотя бы и меньшие, и мы не имеем никакого права лишать их жизни ради удовлетворения наших извращённых вкусов, и никакого права — причинять им неописуемую агонию лишь из-за наших низких и отвратительных желаний.*

___________
* Есть и ещё одна причина, о которой автор почему-то не упомянул: "Одна из великих ошибок, в которую впало человеческое семейство, заключалась в попытке назначать человеку минеральные лекарства. Она привела к такому сочетанию дэва-субстанций, которое никогда не имелось в виду. Отношение человека к низшим царствам, особенно к животному и минеральному, привнесло необычные условия в мир дэв и усложнило дэва-эволюцию. Употребление животной пищи (и в меньшей степени — минералов в качестве лекарств) вызвало смешение дэва-субстанции и вибраций, не созвучных друг другу. Растительное царство находится совершенно в другом положении, и часть его кармы состоит в том, чтобы обеспечить пищу для человека; это привело к нужной трансмутации жизни этого царства в высшую стадию (животную), то есть к её цели. Трансмутация растительной жизни необходимо происходит на физическом плане. Отсюда её пригодность для пищи. Трансмутация жизни животного царства в человеческое происходит на кама-манасических уровнях. Отсюда недоступность, в эзотерическом смысле, животного как пищи для человека. Это аргумент за вегетарианский образ жизни, требующий должного рассмотрения." (А. Бэйли, "Трактат о космическом огне"). — прим. пер.

С нашей столь неверно называемой "спортивной" охотой и массовой бойней мы довели вещи до такого положения, когда все дикие создания при виде нас сразу же улетучиваются. Похоже ли это на всеобщее братство божих созданий? Разве таково ваше представление о золотом веке всеобщей доброты — состояние, когда всякое живое существо бежит от человека из-за его убийственных инстинктов? Всё это порождает истекающее на нас обратное влияние — эффект, который трудно осознать, не обладая возможностью увидеть, как это выглядит с точки зрения высшего плана. У каждого из этих созданий, столь безжалостно убиваемых вами, есть свои собственные мысли и чувства относительно этого — ужас, боль, негодование, и интенсивное, но невыраженное чувство отвратительной несправедливости происходящего. Вся атмосфера вокруг нас полна этого. Недавно я дважды слышал от психически чувствительных людей, что они чувствуют ужасную ауру, окружающую Чикаго даже на расстоянии многих миль от него. Г-жа Безант сама мне рассказывала несколько лет назад в Англии, что ещё задолго до того, как она достигла Чикаго, почувствовала ужас и спустившуюся на неё атмосферу депрессии — "где мы, и по какой причине в воздухе такое ужасное чувство?" — спросила она. Такое ясное ощущение этого эффекта — вне пределов возможностей человека неразвитого, и хотя все жители могут и не сознавать этого столь непосредственно, как г-жа Безант, они могут быть уверены, что неосознано от этого страдают, и что эти ужасные вибрации страха, ужаса и несправедливости действуют на каждого из них, даже если они этого не знают.


Невидимые, но страшные результаты

Чувства нервозности и глубокой подавленности, что так часты там, в значительной мере обязаны этому ужасному влиянию, что распространяется над городом, подобно чумному облаку. Я не знаю, сколько тысяч созданий убивается каждый день, но количество их очень велико. Помните, что каждое из этих созданий представляет собой определённое существо — не постоянную, перевоплощающуюся индивидуальность, подобную вашей или моей, но всё же существо, у которого есть своя жизнь на астральном плане, сохраняющаяся приличное время. И каждое из них остаётся изливать своё чувство ужаса и негодования по поводу несправедливости и мучений, учинённых над ним. Осознайте сами ужасную атмосферу, что существует вокруг этих боен, и помните, что ясновидящий может наблюдать огромные сонмы животных душ и знать, как сильно их чувство ужаса и обиды и какое отвращение вызывает у них род человеческий. Действует это больше всего на тех, кто менее всего способен сопротивляться — на детей, которые более тонки и чувствительны, чем огрубевшие взрослые. Этот город — ужасное место для воспитания детей — место, где вся атмосфера — и физическая, и психическая — заряжена испарениями крови и всем, что она означает.

Только на днях я читал статью, в которой объяснялось, что тошнотворное зловоние, поднимающееся на бойнями Чикаго и располагающееся над городом фатальным миазмом — вовсе не самое смертоносное из влияний, исходящих из этого христианского ада для животных, хотя это и дыхание верной смерти для многих тех, кто дорог матерям. Бойни — бич не только для тел детей, но и для их душ. Дети не только привлекаются к наиболее отталкивающей и жестокой работе, но и весь склад их мыслей направляется к убийству. Иногда некоторые оказываются чересчур чувствительными, чтобы выдержать вид и звуки этой непрерывной страшной битвы между жестокими желаниями человека и неотъемлемым правом всякого создания на свою собственную жизнь. Я читал, как один мальчик, для которого священник подыскал место на бойне, день за днём возвращался домой всё более бледным и больным. Он не мог ни есть, ни спать, и наконец пришёл к этому служителю Евангелия и сострадательного Христа и сказал, что если необходимо, он будет голодать, но не может больше и дня ходить по колено в крови. Ужасы бойни так подействовали на него, что он больше не мог спать. Однако многие мальчики, делая и видя это изо дня в день, очерствевают и однажды, вместо того, чтобы перерезать горло барашку или свинье, убивают человека, а мы немедленно обращаем на них свою жажду убийства и думаем, что совершаем правосудие. Я читал, что одна молодая женщина, совершающая много филантропической работы по соседству с этими домами заразы, заявила, что больше всего её потрясло, что дети, похоже, не играют ни в какие другие игры, кроме игр в убийства, и что они не имеют никакого понятия об отношении к животным, кроме как отношения забойщика к жертве. Вот образование, которое так называемые христиане дают детям на бойнях — ежедневное обучение убийству, а затем выражают удивление количеству и жестокости убийств, происходящих в этой местности. Но ваша христианская публика продолжает спокойно повторять свои молитвы, петь псалмы и слушать проповеди, как если бы в этих притонах заразы и преступлений никаких жестокостей против божих детей не совершалось. Несомненно, обычай поедания мёртвой плоти вызвал среди нас моральную апатию. Как вы думаете, хорошо ли мы делаем, воспитывая будущих граждан в окружении такой вот крайней жестокости? Даже на физическом плане всё это очень серьёзно, а с оккультной точки зрения — к несчастью, ещё более; ведь оккультист видит психические результаты этого всего, видит, как действуют эти силы на людей, и как они усиливают жестокость и беспринципность. Он видит, какой вы создали центр порока и преступления, и как заражение от него постепенно распространяется, пока не воздействует на всю страну, и даже на всё то, что называется цивилизованным человечеством. Мир подвергается влиянию всего этого самыми разными путями, которые люди ничуть и не сознают. В воздухе — постоянное ощущение беспричинного страха. Многие из ваших детей излишне и необъяснимо боятся, они чувствуют ужас того, чего не знают — боятся темноты, или когда их нанемного оставляют одних. Вокруг нас действуют мощные силы, в которых вы можете отдавать себе отчёта, и вы не осознаёте, что всё это по — причине того факта, что вся атмосфера заряжена враждебностью этих убитых существ. Стадии эволюции тесно взаимосвязаны, и вы не можете совершать массовое убийство своих меньших братьев, не ощущая ужасных последствий среди собственных невинных детей. Конечно же, наступит лучшее время, когда мы освободимся от этого ужасного пятна нашей цивилизации, страшного укора нашему сочувствию и симпатии, и когда они придут, мы сразу же обнаружим значительное усовершенствование и постепенно поднимемся на высший уровень, освободившись от всей этой ненависти и ужасов.


Лучшее будущее

Все мы могли бы освободиться от всего этого очень скоро, если бы люди только подумали; ведь средний человек — вовсе не зверь и хотел бы быть добрым, если бы только знал, как. Он не думает, он продолжает это день за днём, не осознавая, что всё это время участвует в ужасном преступлении. Но факты есть факты, и от них не уйдёшь — каждый, участвующий в этих отвратительных вещах, делает эти ужасы возможными и несомненно разделяет за них ответственность. Вам известно, что это так, и вы можете видеть, какая страшная это вещь, но вы скажете "Что же мы можем сделать для улучшения положения дел — мы, крошечные единицы в этой бурлящей массе человечества?" Только поднимая отдельные единицы над остальными, и став более цивилизованными мы сможем в конце концов привести к высшей цивилизации всю эту расу. Золотой век должен прийти не только для людей, но и для низших царств — человечество тогда осознает, что его долг к братьям меньшим — не убивать их, а обучать их и помогать им, и тогда мы получим от них не страх и ненависть, а любовь, преданность, дружбу и разумное сотрудничество. Наступит время, когда все силы природы будут вместе разумно работать ради конечной цели — не в постоянной подозрительности и враждебности, но с всеобщим признанием того братства, которое наше, поскольку все мы дети того же Всемогущего Отца.

Давайте сделаем эксперимент, давайте освободим себя от соучастия в этих ужасных преступлениях и постараемся попытаться — каждый в своём маленьком кругу — приблизить это светлое время мира и любви, являющееся мечтой и искренним желанием всех праведных и думающих людей. Нам следует по меньшей мере решиться сделать хотя бы этот небольшой поступок, чтобы поспособствовать миру в его движении к этому славному будущему; мы должны очиститься в своих мыслях и делах так же, как и в еде, чтобы не только проповедью, но и своим примером делать всё возможное для распространение благой вести любви и сострадания и положить конец царству жестокости и страха, приближая зарю великого царства праведности и любви, когда воля нашего Отца свершится как на небе, так и на земле.

——————————
Загрузить еще?
  Содержание :: Ч. Ледбитер. Вегетарианство и оккультизм
Ч. Ледбитер. Астральный план Ч. Ледбитер. Ясновидение
Ч. Ледбитер ЯСНОВИДЕНИЕ Ч.У. Ледбитер ИЗ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ
Ч.Ледбитер КРАТКИЙ ОЧЕРК ТЕОСОФИИ Ч. Ледбитер ВЕГЕТАРИАНСТВО И ОККУЛЬТИЗМ
Ч. В. Лидбитер. Трудности в ясновидении Ч. Ледбитер. Наше отношение к детям
Ч. У. Ледбитер. Скрытая сторона собраний ложи Чарльз Ледбитер. Человек видимый и невидимый. Исследование тонких тел человека
Ч. Ледбитер о графе Сен-Жермене Ч. У. Ледбитер. Сны. Что это такое и как они вызываются
Ч. У. Ледбитер. Краткий очерк теософии Ч. Ледбитер. Вегетарианство и оккультизм
Ч. Ледбитер. Третья цель Теософического Общества - исследование способностей, скрытых в человеке Ч. Ледбитер. Сознание буддхи
Ч. Ледбитер. Чакры Чарльз Ледбитер. По ту сторону смерти /Всё о загробной жизни/
Ч. Ледбитер. Реальность астрального плана Чарлз Ледбитер. Невидимые помощники
Ч. Ледбитер. Как развивают ясновидение Ч. У. Ледбитер. Трудности в ясновидении
Чарльз Ледбитер. Учителя и путь Ч. У. Ледбитер. Ментальный план
Ч. У. Ледбитер. Монада Ч. Ледбитер, А. Безант. "Мыслеформы"
Ч. Ледбитер. Активный двойник Ч. Ледбитер. Почему не я? (статья об ученичестве)
   
 





 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста,
которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

  электронная библиотека © rumagic.com