Субба Роу. Оккультизм в южной Индии

На главнуюАвторы и книгифорум rumagic.comНаша твиттер лентаСмОтРеТь ФиЛьМы о МаГиИОбмен линками
 



Субба Роу

ОККУЛЬТИЗМ В ЮЖНОЙ ИНДИИ

Южная Индия — родина многих великих арийских философов. Мадхвачарья был выходцем из Южной Индии, Шанкарачарья родился в Малабаре, да и сейчас в Южной Индии немало адептов высокого ранга и школ оккультизма. Иерархия адептов всегда состоит из семи различных классов, соответствующих семи лучам Логоса. Два из этих классов адептов окутаны такой плотной завесой тайны, а их представители так редко появляются на земле, что о них почти не говорят. Возможно, каждые две или три тысячи лет только один или два адепта, принадлежащих к этим двум загадочным братствам, появляются среди людей. Вполне вероятно, что именно к этой категории адептов следует отнести Будду и Шанкарачарью. Но представители остальных пяти классов адептов живут на земле всегда. Все эти пять классов представлены в Гималайской школе. Вряд ли все они присутствуют сейчас в Южной Индии, хотя адепты этой и других школ должны, конечно же, принадлежать к тому или иному из этих пяти классов.

Согласно учению южноиндийской школы, хотя адепты других школ, например индийские, принадлежат к одному из пяти классов и подпадают под один из пяти лучей (каждый из которых представлен в Гималайской школе), их все-таки не следует приравнивать к адептам Тибетской школы (не следует присоединять их, так сказать, к цепи гурупарампара Гималайской школы); так что заявлять о своей преданности одному из пяти чоханов (или руководителей этих пяти классов в Тибете) они не обязаны.

Когда великий адепт выходит из состояния воплощенной жизни, его духовная душа может избрать для себя какого-нибудь подходящего человека, которому она передаст свои учения, сделав его таким образом своим бессознательным медиумом и апостолом. Этот избранный носитель мудрости адепта может ничего не знать об источнике своих знаний и способностей. Выявить этот источник практически невозможно, поскольку исходящие из него идеи передаются непосредственно человеческому духу — его глубинной, скрытой внутренней природе, из которой человек получает моральное руководство и духовные идеалы. Такие апостолы нередко еще при жизни чувствуют, что мудрость покинула их; и происходит это оттого, что по завершении необходимой работы адепт забирает назад внушенное им вдохновение. Это вдохновляющее влияние адепта называется божественным воплощением, или аватарой.

Вполне возможно, что Шанкарачарья был именно таким воплощением. В шестнадцать лет он уже был великим адептом и писал свои великие философские труды.

Напротив, Гаутама Будда едва ли был таким же воплощением, поскольку в его биографии явно заметна самоотверженная борьба с самим собою, свойственная человеку, стремящемуся к совершенству, и нет никаких признаков того, что некая великая душа, уже достигшая цели, дарит ему плоды своих трудов. У Шанкарачарьи мы не видим такой борьбы; вот почему мы называем его божественным воплощением.

Семь упомянутых нами лучей представляют собою энергию, вытекающую из семи центров силы Логоса; можно сказать, что они символизируют семь сил, пронизывающих все в природе, ибо ни один объект не может существовать, если в нем не присутствует каждая из этих семи сил.

Прошлая карма человека определяет, в каком из семи, а фактически пяти лучей оккультной мудрости он займет место; но нельзя сказать, что самый факт принадлежности к одному из этих лучей указывает на наличие у человека тех или иных моральных или ментальных качеств — таких, например, как стойкость, честность или мужество, с одной стороны, или поэтические, артистические дарования — с другой.

Южная оккультная школа различает три состояния сознания: 1) джаграта, или сознание бодрствования; 2) свапна, или состояние сна; и 3) сушупти, или сознание в состоянии сна без сновидений. Однако эта классификация дает весьма туманные представления о сути проблемы; и для того чтобы сделать ее понятнее, необходимо уточнить, что каждое из этих трех состояний, в свою очередь, делится еще на три. Перечислим их по порядку, начиная с самого низшего.

Сознание джаграта включает в себя три состояния: 1) джаграта джаграта (обычное состояние бодрствования); 2) свапна джаграта (состояние обыкновенного сна); 3) сушупти джаграта (сон без сновидений).

Аналогичным образом, состояние свапна также делится на три составляющих: 1) джаграта свапны (ясновидение в состоянии бодрствования); 2) свапна свапны (или ясновидение во сне); и 3) сушупти свапны (сознание камалоки).

И, наконец, три состояния сознания сушупти: 1) джаграта сушупти (сознание дэвачана); 2) свапна сушупти (сознание в интервале между двумя планетами); и 3) сушупти сушупти (истинное сознание арупа — бесформенное, существующее между двумя планетарными кругами).

Для большей наглядности можно представить вышеизложенное в виде следующей таблицы:

Джаграта   Джаграта — Бодрствующее сознание
Свапна — Сон
Сушупти — Сон без сновидений
Свапна Джаграта — Ясновидение наяву
Свапна — Ясновидение во сне
Сушупти — Камалока
Сушупти Джаграта — Джаграта. Дэвачан
Свапна — Свапна. Между планетами
Сушупти — Сушупти. Между Кругами

Выше этих девяти стадий стоят подлинно мистические состояния сознания, доступные aдептам.

Существование различных состояний сознания объясняется тем, что единый наблюдатель — атма, или сущность, рассматривает объекты девяти различных типов; и когда атма занята созерцанием объектов какого-либо одного определенного типа, то говорят, что соответствующее состояние сознания является активным.

В каждом классе объектов, относящихся к разным уровням, присутствуют пять элементов, каждому из которых соответствует определенное чувство. По мнению оккультистов Южной Индии, неправомерно говорить о семи чувствах, два из которых считаются пока не развившимися. То есть они не сомневаются в том, что на каждом уровне сознания действуют семь различных факторов; но только пять из них, по мнению этой школы, являются чувствами, и ожидать появления двух других чувств, аналогичных уже известным, не приходится.

Шестым фактором является разум, который управляет чувствами, направляет их и делает выводы из передаваемых ими впечатлений, которые он собирает и систематизирует. Седьмой фактор — атма, наблюдающая за обобщениями, извлекаемыми разумом из чувственных впечатлений; это и есть наша сущность, заключенное в нас ощущение «я», за пределы которого невозможно заглянуть ни физически, ни логически. Семь факторов должны присутствовать на каждом уровне. Например, объекты, ощущаемые человеком во сне, могут воздействовать на все его чувства: зрение, осязание, вкус, обоняние и слух; при этом его разум продолжает классифицировать поступающие впечатления, то есть не теряет ощущения собственного «я», оставаясь наблюдателем, субъектом над субъектами. Таким образом, ощущение «я» сохраняется на всех уровнях; однако нельзя сказать, что на всех уровнях оно одинаково. Только самая суть и самое фундаментальное представление о нашем «я» остаются неизменными.

Пяти чувствам соответствуют пять типов объектов, существующих на каждом уровне; или, как их еще можно назвать, пять типов восприятия, или пять элементов. Это: 1) земля, которой соответствует обоняние; 2) вода, с которой связан вкус; 3) воздух, связанный с осязанием; 4) огонь, коему соответствует зрение; и 5) эфир, или акаша, с которой соотносится слух. У каждого из этих элементов есть свой психический прообраз. Для земли — это магнетизм; для воды — электричество; для воздуха — это, возможно, те силы, которые открыл Кили; тогда как прообразами двух остальных являются мистические силы, которые нет нужды упоминать, поскольку их названия все равно никому ничего не скажут.

Когда семь упомянутых нами лучей исходят из Логоса, они раздельны, но впоследствии смешиваются, порождая различные существа. Когда индивидуальность начинает свое эволюционное продвижение, эти лучи в ней взаимно уравновешены и ни один из них не имеет превосходства над остальными. Но с течением времени под воздействием собственных деяний (кармы) человек попадает под преимущественное влияние того или иного луча. В дальнейшем ему предстоит подниматься вверх именно по этому лучу — до тех пор, пока ему не удастся наконец соединить свою жизнь с жизнью Логоса — величайшего источника света и силы.

Когда происходит это слияние, человек вовсе не страдает от потери собственной индивидуальности, но скорее, напротив, радуется ее почти бесконечному расширению. Каждый из семи типов логосов обладает своим особым сознанием и вполне осознает этот факт; иначе говоря, каждый логос осознает свой собственный свет. Но каждый логос причастен также и к жизни логосов всех прочих типов, то есть в нем присутствуют также и специфические качества жизни всех других логосов; и потому индивидуальность, сливаясь с каким-либо одним конкретным логосом, вовсе не отсекается при этом от сознания других логосов, но, напротив, приобщается и к нему тоже.

Мы уже говорили о том, что Атма представлена на каждом уровне и что на каждом из этих уровней с Атмой связан Логос. Бесполезно, однако, пытаться выявлять характер этой связи между Логосом и Атмой на том или ином конкретном уровне.

Эта связь познается лишь в результате последнего посвящения, когда человек в достаточной мере освоит собственную духовную природу. Это последнее посвящение открывает адепту подлинное соотношение между Атмой и Логосом, а также способ погружения в Логос, дарующий бессмертие. Однако не следует думать, что человек начинает жить жизнью Логоса сразу же после того, как пройдет последнее посвящение, или что свет Логоса сразу же входит в него. Посвященный осознает свою духовную природу и видит путь, ведущий к Логосу; но даже после того, как будет пройдено завершающее посвящение, может потребоваться еще несколько воплощений для того, чтобы посвященный смог слиться с Логосом.

Эта философия признает два пути, ведущих к одной и той же цели — божественному бессмертию. Первый — прямой и естественный путь обычной эволюции — через собственные моральные усилия и совершенствование в добродетели. Проявлением этой эволюции становится естественное, последовательное и уверенное совершенствование души, а также достижение и поддержание совершенного равновесия, не подвластного никаким неожиданным превратностям судьбы. Это обычный способ, коего придерживается основная масса человечества; и именно его Шанкарачарья рекомендовал всем своим саньяси и всем своим последователям. Другой путь — это тернистый путь оккультизма, ведущий человека через серию посвящений. Лишь немногие, особым образом организованные натуры способны следовать по нему.

На этом пути оккультный прогресс достигается благодаря адепту, направляющему сквозь чела различные оккультные силы, позволяющие последнему, так сказать, преждевременно приобщиться к знанию своей духовной природы и обрести силы, на которые он пока не имеет морального права, учитывая уровень его духовного прогресса. При данных обстоятельствах вполне может случиться так, что чела потеряет моральное равновесие и окажется на пути дугпа. Однако это ни в коей мере не означает, что южноиндийская школа оккультизма считает посвящение в адепты ошибкой, видя в ней всего лишь насильственную и опасную узурпацию функций природы.

Иерархия адептов является таким же естественным образованием, как, скажем, дерево: у нее есть определенная и конкретная цель и функции, направленные на развитие человеческой расы. Одна из этих функций заключается в поддержании открытым вертикального канала; по нему нисходят свет и помощь, без которых наша раса была бы вынуждена делать каждый свой шаг, руководствуясь едино лишь изнурительным и малоэффективным методом проб и ошибок, вслепую отыскивая правильный путь. По сути дела, функция иерархии адептов состоит в том, чтобы направлять религиозных учителей к блуждающим в потемках массам человечества.

Этот второй путь особенно опасен для тех, у кого нет при себе оберега, способного защитить их в трудную минуту. Этим оберегом служат абсолютное бескорыстие, самозабвенная, жертвенная преданность религиозному совершенствованию человечества и самоотречение — не временное, но постоянное и направленное на религиозное просветление человеческой расы. Без этого оберега, даже если прогресс чела продвигается достаточно быстро, рано или поздно наступит момент, когда восходящее движение застопорится, ибо ученику придется проявить свои подлинные моральные качества. И в этом случае вполне возможно, что человек, продвигающийся вперед долгим, но верным путем, первым достигнет цели и сольется со светом Логоса.

Вот почему эта школа рекомендует в качестве наилучшего и приемлемого для всех путь совершенствования в добродетели, с постепенным отходом от грубых материальных интересов и перенацеливанием жизненных сил с внешнего мира и его проблем на внутреннюю жизнь души — дабы человек смог, так сказать, погрузиться в самого себя и тогда, повернувшись лицом к Логосу и духовной жизни и спиною к материальному уровню, перейти сначала в астральную жизнь, затем — в духовную и в конечном счете достичь Логоса и нирваны.

Таким образом, лучше всего не стремиться встать на путь чела; ибо, если человек действительно к нему готов, его собственная карма сама выведет его на этот путь — незаметно, но безошибочно, так как путь оккультизма сам ищет своих учеников и безошибочно находит тех, кому по силам пройти его до конца.

Перевод Ю. Хатунцева

Загрузить еще?
   
 





 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста,
которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

  электронная библиотека © rumagic.com