Субба Роу. Век смерти господа Будды

На главнуюАвторы и книгифорум rumagic.comНаша твиттер лентаСмОтРеТь ФиЛьМы о МаГиИОбмен линками
 



Субба Роу

ВЕК СМЕРТИ ГОСПОДА БУДДЫ

(Надпись, обнаруженная генералом А.Каннингемом)

Мы тщательно исследовали новую надпись, найденную генералом А. Каннингемом, на основании которой дата, приписываемая смерти Будды буддийскими авторами, была объявлена неправильной; мы же придерживаемся мнения, что упомянутая надпись подтверждает правильность буддийских традиций, а не доказывает их ошибочность. Этот археолог в первом томе своего отчета о рассматриваемой надписи пишет следующее: "Наиболее интересная надпись (в Гайе*), длинная и вполне разборчивая, датирована эрой нирваны или смерти Будды. Я читаю эту дату следующим образом: "Бхагавати паринирвритти самват 1819 карттике бади 1 будхи"; то есть "в 1819 году Освобождения Бхагаваты, в среду, в первый день убывающей луны [месяца] карттик". Если упомянутая здесь эра — та же, что и эра буддистов Цейлона и Бирмы, которая началась в 543 г. до н.э., тогда дата этой надписи будет 1819 - 543 = 1276 г. н.э. Форма написания букв вполне соответствует этому году, но абсолютно несовместима с годом, получаемым из китайской даты этой же эры. Китайцы относят смерть Будды ко времени более чем за тысячу лет до Христа, так что, согласно им, дата этой надписи была бы примерно 800 г. н.э. — период, слишком ранний для подобного стиля написания букв. Но поскольку здесь, по счастью, добавлен день недели, эту дату можно проверить вычислением. Согласно моему вычислению, дата надписи соответствует среде, 17 сентября 1342 г. н.э. И это относит нирвану Будды к 477 г. до н.э., который является годом, с самого начала предложенным мною в качестве наиболее вероятной даты этого события. Эта исправленная дата признана ныне профессором Максом Мюллером".

____________
* Гайа — древний город Магадхи, немного на северо-запад от теперешней Гаяхи. В этом городе Шакьямуни достиг состояния Будды — под знаменитым деревом Бодхи — прим. ред.

Основания, принятые некоторыми востоковедами для рассмотрения этой так называемой "исправленной даты" в качестве настоящей даты смерти Будды, были уже упомянуты и подвергнуты критике в предыдущей статье*; и теперь нам следует лишь обсудить, опровергает ли рассматриваемая надпись прежнюю дату.

_____________
* См.: "Ответы на вопросы, вызванные "Эзотерическим буддизмом"" ("Theosophist", vol. V, р. 35-43).

Генерал-майор Каннингем, очевидно, считает само собой разумеющимся, насколько это касается его вычислений, что количество дней в году в стране Магадха и буддийскими авторами вообще исчислялось по тому же принципу, по которому исчисляют число дней в году в современной Англии; и это ошибочное предположение повредило его вычислению и привело к ошибочному заключению. При жизни Будды в Индии применялись три различных системы исчисления, и они все еще применяются в разных частях этой страны. Эти системы известны как саурамана, чандрамана и бархаспатьямана. Согласно индусским трудам по астрономии, год саурамана состоял из 365 дней, 15 гхадий и 31 вигхадий, в году чандрамана — 360 дней; а в году, основанном на системе бархаспатьямана, — 361 день и около 11 гхадий. И поскольку это так, то генералу Каннингему следовало бы потрудиться разузнать, прежде чем делать свои расчеты, которая из ман использовалась авторами Магадхи и Цейлона при сообщении даты смерти Будды и какая именно мана была использована при вычислении даты буддийской эры, упомянутой в вышеприведенной надписи. Вместо того чтобы поставить себя на место автора и сделать необходимое вычисление с этой точки зрения, он произвел вычисление по тому же принципу, по которому английский джентльмен XIX столетия исчислял бы время по своему собственному календарю.

Если бы вычисление было сделано правильно, оно показало бы, что рассматриваемая надпись полностью согласуется с утверждением, что Будда умер в 543 г. до Р.Х., согласно бархаспатьямане (единственной мане, применявшейся в Магадхе и палийскими авторами вообще). Правильность этого утверждения будет ясно видна в результате нижеследующего расчета.

543 года по бархаспатьямане эквивалентны 536 годам и (приблизительно) 8 месяцам саураманы.

Подобным же образом, 1819 лет первой маны эквивалентны (приблизительно) 1798 годам последней.

Поскольку христианская эра началась в 3102 году кали-юги (согласно саурамане), Будда умер в 2565 году кали-юги, а надпись была сделана в 4362 году кали-юги (опять же, согласно саурамане). И теперь вопрос состоит в том, совпадал ли, по индусскому календарю, первый день убывающей луны карттика со средой.

Согласно "Сурья-сиддханте"*, число дней от начала кали-юги до полуночи 15-го дня прибывающей луны [месяца] ашвини составляет 1593072, причем число адхикамаса (дополнительных месяцев) за это время составило 1608, а число кшаятитхи — 25323.

__________
* "Сурья-сиддханта" (санскр. "Учение о Солнце") — знаменитый трактат по астрономии; считается откровением бога Солнца Сурьи — прим. ред.

Если мы разделим это число на 7, то в остатке будет 5. Так как кали-юга началась с пятницы, то вышеустановленный период времени должен был закончиться вторником, так как, согласно "Сурья-сиддханте", день недели считается от полуночи до полуночи.

Следует отметить, что в местах, где применяется бархаспатьямана, кришнапакша (или две недели убывающей луны) идет первой, а шуклапакша следует за ней.

Таким образом, день, следующий за 15-м днем прибывающей луны месяца ашвини, будет первым днем убывающей луны месяца карттик — для тех, кто руководствуется календарем бархаспатьямана. И потому этот последний день — как раз тот, что упомянут в надписи, — был средой 4362 года кали-юги.

Так как геоцентрическая долгота солнца во время его прохождения через зенит в упомянутый день была 174°20'16" и долгота луны была 7°51'42" (согласно "Сурья-сиддханте"), то можно легко определить, что в Гайе тогда был падьямититхи (первый день убывающей луны), длившийся уже примерно 7 гхадий и 50 вигхадий с момента восхода солнца.

Из вышеизложенного вычисления ясно, что "карттик 1 бади" совпадает со средой 4362 года кали-юги или 1261 года христианской эры и что, с точки зрения человека, который писал эту надпись, упомянутый год был 1819-м годом буддийской эры. И следовательно, эта новая надпись подтверждает правильность даты, приписываемой смерти Будды буддийскими авторами. Было бы лучше, если бы генерал-майор Каннингем тщательно проверил основы своего вычисления, прежде чем объявлять на весь свет, что сообщения буддистов не заслуживают доверия.

Пер. Ю. Хатунцева

Загрузить еще?
   
 





 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста,
которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

  электронная библиотека © rumagic.com